Перкуторные границы сердечной тупости у здоровых детей разных возрастов [Молчанов в. И., 1970]

Перкусия и аускультация сердца у детей

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.А.БОГОМОЛЬЦЯ

«Утверждено»

на методическом совещании

кафедры педиатрии №2

Заведующий кафедры

профессор Волосовець О.П.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическому занятию

Учебная дисциплина
Модуль №
Содержательный модуль №
Тема занятия Перкусия и аускультация сердца у детей
Курс ІІІ курс
Факультет ІІ медицинский

Киев 2007

  1. 1. Актуальность темы.

Рост заболеваемости сердечно- сосудистой патологией требует от будущих интернистов ответственно относиться к овладению навыками в диагностике и лечении болезней сердца и сосудов в детском возрасте, когда формируются пороки сердца, развивается хроническая сердечная недостаточность, закладываются основы атеросклероза, гипертонической и ишемической болезни. Один из методов клинического физикального обследования – перкусия сердца – позволяет определить величину, конфигурацию, положение и изменения отделов сердца при патологии. Актуальным остается и наиболее важный метод клинического обследования сердца – аускультация, которая дает возможность определить тоны сердца, их громкость, тембр, акценты, расщепления или раздвоения, оценить ритм деятельности и охарактеризовать шумы сердца. перкусия и аускультация сердца, вместе со сбором анамнеза, осмотром, пальпацией, рутинным инструментальным, неинвазивным клинико-лабораторным и инвазивным обследованием сердца дают возможность провести диагностику на современном уровне.

  1. 2. Конкретные цели:

Выяснить значения перкуторного и аускультативного обследования сердца для диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы (ССС) у детей.

Знать основные правила проведения перкусии и аускультации сердца у детей.

Составить алгоритм проведения перкуторного и аускультативного обследования сердца у детей

Усвоить методики перкусии сердца у детей, в зависимости от возраста.

Овладеть навыками определения границ относительной и абсолютной сердечной тупости у детей.

Уметь идентифицировать и характеризовать тоны сердца, оценивать ритм сердечной деятельности, определять, характеризовать и классифицировать шумы ССС.

Знать особенности аускультативной картины сердца у детей разного возраста.

Уметь интерпретировать полученные в ходе перкусии и аускультации данные.

Проанализировать семиотику нарушений перкуторных размеров и аускультативной картины сердца.

Определить семиотику поражений и основных заболеваний ССС у детей.

  1. 3. Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы.
Названия предыдущих дисциплин Получены навыки
Физика

Нормальная анатомия

Нормальная физиология

Патологическая анатомия и патологическая физиология

Иметь представление о поглощении и распространении звуковой волны

Знать анатомическое строение ССС

Определять особенности гемодинамики в ССС

Знать анатомо-физиологические изменения при основных патологических процессах

4. Задание для самостоятельной работы во время подготовки к занятию.

4.1 Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен

усвоить студент при подготовке к занятию.

Термин Определение
Абсолютная тупость сердца

Относительная тупость сердца

Основные причины смещения границ относительной сердечной тупости

Аускультация сердца

Органические шумы

Функциональные шумы

Систоличний шум

Диастоличний шум

Небольшая зона сердца, которая свободно прилегает к грудной клетке, при перкусии которой выслушивается тупой звук.

Часть сердца, которая прикрыта краями легких, при перкусии дает укороченный звук и отвечает истинным размерам сердца и проекции на грудную клетку.

Налево – гипертрофия или дилятация левого желудочка; направо – гипертрофия или дилятация правого предсердия (и правого желудочка); вверх – гипертрофия левого предсердия.

Выслушивание и анализ шумовых явлений сердца во время систолы и диастолы в местах наилучшего выслушивания сердца (анатомическая проекция на грудную клетку) в определенной последовательности (митральный клапан, аортальный клапан, клапан легочной артерии, трехстворчатый клапан, все клапаны).

Возникают при врожденных или приобретенных поражениях сердца с анатомическими изменениями клапанов или отверстий, при склеротических процессах в эндо-миокарде.

Не связанные с поражением створок клапанов или органическими изменениями эндо-миокарда

Выслушивается между 1 и ІІ тоном

Выслушивается во время большой паузы между ІІ и 1 тоном.

4.2 Теоретические вопросы к занятию

  1. Что позволяет определить перкусия сердца ? Методики перкусии сердца у детей?
  2. Основные правила проведения перкусии сердца у детей ?
  3. Нормальные границы относительной сердечной тупости в зависимости от возраста?
  4. От чего зависят изменения абсолютных границ сердца?
  5. Основные причины смещения относительных границ сердца налево?
  6. Кардиальные и экстракардиальные причины смещения правой границы относительной сердечной тупости наружу?
  7. При каких заболеваниях относительные границы сердца смещаются во все стороны?
  8. Места и порядок выслушивания сердца у детей?
  9. Характеристика 1 и ІІ тонов сердца, вековые особенности у детей?
  10. Механизм образования и причины раздвоения и расщепления тонов, ІІІ тон?
  11. Основные причины усиления тонов сердца?
  12. Кардиальные и экстракардиальные факторы ослабления тонов сердца?
  13. Шумы сердца: отличия органических и функциональных шумов; шум трения перикарда?
  14. Классификация шумов в зависимости от фазы сердечного цикла? При какой патологии выслушиваются?
  15. Какие функциональные шумы встречаются у детей?

4.3 Практическая работа (задание), которая выполняется на занятии

Работая с муляжами, а затем – в стационарных отделениях, студенты должны : 1)овладеть методиками перкусии и аускультации сердца; 2) усвоить возрастные особенности физикального обследования ССС у детей; 3) уметь интерпретировать полученные данные; 4) выполнять практические задания (проводить перкусию и аускультацию сердца у детей без патологии ССС и у больных детей), 5) решать ситуационные задачи.

5. Организация содержания учебного материала.

Перкусия сердца позволяет определить его размеры, конфигурацию и положение. Перкусию проводят в вертикальном (тогда размеры сердечной тупости на 10-15 % меньше) и горизонтальном положении.

Размеры и конфигурацию сердца у детей определяют с помощью непосредственной перкусии. Опосредованную используют у подростков и у детей с развитой мускулатурой и подкожной клетчаткой.

Основные правила при проведении перкусииї сердца:

1) относительные границы сердца определяют тихой перкусией, абсолютные – тишайшей;

2) проводят перкусию вдоль межреберий, в направлении от легких к сердцу (от ясного легочного звука к притупленному или тупому), палец двигается параллельно границе сердца, которую нужно определить;

3) относительную границу сердца определяют по внешнему краю пальца, абсолютную – по внутреннему;

4) для определения левой границы относительной сердечной тупости перкусию проводят в орто-сагитальной плоскости;

5) перкусию сердца проводят в определенной последовательности.

Последовательность перкусии сердца: определение высоты стояния диафрагмы; на одно ребро выше (4-ое межреберье) определяют правую границу; потом – верхнюю границу; пальпаторно находят верхушечный толчок и по этому межреберью (или по 4-5-у межреберью) определяют левую границу сердца.

Относительные и абсолютные границы сердца у детей разного возраста при проекции на переднюю стенку грудной клетки

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ГРАНИЦА

Возраст Верхняя граница сердца Правая граница сердца Левая граница сердца
0-2 г.

2-6 лет

7-12 л.

Старше

12 л.

ІІ ребро

ІІ межреберье.

Верхний край ІІІ ребра

Нижний край ІІІ ребра или ІІІ межреберья

На 2 см кнаружи от правой грудинной линии

На 1 см кнаружи от правой грудинной линии

На 0,5 см кнаружи от правой грудинной линии

На правой грудинной линии

На 2 см кнаружи от левой среднеключичной линии

На 1 см кнаружи от левой среднеключичной линии

На 0,5 см кнаружи от левой среднеключичной линии

На линии или на 0.5 см вовнутрь от левой среднеключичной линии

АБСОЛЮТНАЯ ГРАНИЦА

0-2 г.

2-6 л.

7-12 л.

Старше 12 л.

ІІ межреберье

ІІІ ребро

ІІІ межреберье

ІV ребро

На левой грудинной линии

_,,_

_,,_

_,,_

На 1 см кнаружи от левой среднеключичной линии

На левой среднеключичной линии

На 0,5 см вовнутрь от левой среднеключичной линии

На 1,2-2 см вовнутрь от левой среднеключичной линии

Абсолютные границы сердца зависят от состояния легких, высоты стояния диафрагмы, размеров сердца. Уменьшение площади абсолютной тупости сердца бывает при эмфиземе легких, пневмотораксе, низком стоянии диафрагмы, энтероптозе и т.п. Увеличение размеров абсолютной тупости наблюдается при метеоризме, асците, склерозе передних краев легких, опухолях органов средостения.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СМЕЩЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ГРАНИЦ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ

Направление смещения границы сердца Кардиальные причины Экстракардиальные причины
Направо (верхняя полая вена и правое предсердие)

Налево (дуга аорты, легочный ствол, ушко левого предсердия и часть левого желудочка)

Вверх

Во все стороны

Гипертрофия или дилятация правых отделов сердца (недостаточность трехстворчатого клапана, дефект межпредсердной перегородки, тетрада Фалло, с-м Эйзенмейгера

Гипертрофия или дилятация левого желудочка ( стеноз аорты, коарктация аорты, открытый артериальный проток, недостаточность митрального клапана, кардит); смещение левого желудочка за счет увеличения правого желудочка (стеноз легочной артерии, т. Фалло)

Гипертрофия левого предсердия (стеноз митрального клапана, ДМПП)

Гипертрофия или дилятация обоих желудочков (стеноз и недостаточность митрального клапана), кардит, кардиомиопатия, фиброэластоз,

экссудативный плеврит

Левостор. ексуд.плеврит или пневмоторакс, легочное сердце (хр.пневмония, брон-хоэктазы, с-м Хаммена-Рича, бронхиальная астма, коклюш

Правостор. экссудативный плеврит или пневмоторакс, гликогеноз ІІ типу, гипертензия, сепсис, инфекционные болезни

Гипертиреоз, гипотиреоз, амилоидоз миокарда

Выслушивание и анализ шумовых явлений сердца во время систолы и диастолы во многих случаях позволяет уточнить диагноз заболевания.

Аускультацию сердца проводят в вертикальном, горизонтальном положении и на левой стороне во время спокойного дыхания, при задержке дыхания и после незначительной физической нагрузки (у детей старшего возраста).

Последовательность выслушивания клапанов сердца (в местах наилучшего проведения звуковых явлений из определенного клапана) обусловлена частотой их поражения:

  1. Участок верхушки (митральный клапан).
  2. ІІ межреберье возле правого края грудины (клапаны аорты)
  3. ІІ межреберье возле левого края грудины (клапаны легочной артерии).
  4. Место прикрепления мечевидного отростка к грудине, правее средней грудинной линии (трехстворчатый клапан).
  5. Точка Боткина- Наунина- Эрба – ІІІ-ІY межреберье возле левого края грудины (все клапаны сердца).

Для выявления ведущих звуковых явлений необходимо выслушать подмышечные, подключичные и епигастральную области, а также спину.

Последовательность определения аускультативной картины сердца:

1) идентифицировать 1 и ІІ тона сердца, определить наличие дополнительных тонов (раздвоение, расщепление), дать характеристику тонам в разных точках (громкость, тембр, акценты);

2) оценить ритм деятельности сердца;

3) определить наличие шумов, охарактеризовать их (эпицентр выслушивания, фаза возникновения, интенсивность, тембр и т.п.).

Характеристика тонов сердца

1 тон ІІ тон
Совпадает с пульсовым и верхушечным толчком

Возникает после длительной паузы во время систолы

Образуется в результате закрытия митрального и трехстворчатого клапанов и открытия клапанов аорты и легочной артерии (клапанный компонент), а также в результате сокращения желудочков (мускульный компонент)

Более громкий на верхушке сердца

Длинный

Низкий

Возникает в начале диастолы, после короткой паузы

Образуется в результате закрытия клапанов аорты и легочной артерии и открытия митрального и трехстворчатого клапанов (клапанный компонент)

Более громкий на основе сердца

Короткий

Высокий

Возрастные особенности тонов сердца

У новорожденных и детей первых месяцев жизни наблюдается эмбриокардия ( паузы между тонами одинаковы), тоны сердца пониженной громкости в результате недостаточной структурной дифференциации миокарда. У детей 1,5 – 2-летнего возраста тоны становятся громкими и в дальнейшем они более громкие, чем у взрослых, что обусловлено тонкой грудной клеткой у детей. В результате низкого артериального давления и относительно широкого отверстия сосудов, у детей грудного возраста 1 тон преобладает и на верхушке, и на основе сердца. В возрасте 1-1,5 лет тоны одинаковой звучности на основе сердца, а с 2,5-3 лет ІІ тон преобладает на основе, но 1 тон на верхушке, как и у взрослых. С 2 до 12 лет у детей наблюдается гипертензия малого круга кровообращения и близкое расположение легочной артерии к грудной клетке, что обусловливает акцент ІІ тона на легочной артерии. Иногда у детей можно выслушать очень слабый лабильный ІІІ тон, который возникает в результате повышения внутрижелудочкового давления, быстрого напряжения и расширения стенок желудочков током крови, которая проникает из предсердий в начале диастолы.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ УСИЛЕНИЯ И ОСЛАБЛЕНИЯ ТОНОВ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ

Изменения тонов Кардиальные причины Экстракардиальные причины
Усиление обоих тонов

Усиление

1 тона на верхушке

Акцент ІІ тона на аорте

Акцент ІІ тону на легочной артерии

Гипертрофия левого желудочка

Стеноз митрального клапана, блокада сердца, экстрасистолия, мигающая аритмия

Гипертрофия левого желудочка, гипертензия большого круга кровообращения

Гипертензия малого круга кровообращения (митральный стеноз, с-м Эйзенмейгера, ДМПП и ДМЖП)

Психоэмоциональное возбуждение, физическая нагрузка, гипертермия, тиреотоксикоз, пневмосклероз

Гипертензия при гломерулонефрите, нефросклерозе и эндокринных заболеваниях, ВСД

Легочная гипертензия, эмфизема легких, пневмония, ексуд.плеврит, туберкулез, деформация грудной клетки

Ослабление обоих тонов

Ослабление 1 тона на верхушке

Ослабление ІІ т. на аорте

Ослабление ІІ т.на легоч-ной артерии

Миокардити, острая ССН, декомпенсированные врожденые и приобретеные клапанные пороки сердца, миокардиодистрофия, экссудативный перикардит

Недостаточность митрального кла-пана, недостаточность клапанов аорты, миокардиты, миокардиодистрофия.

Недостаточность или стеноз клапанов аорты

Недостаточность или стеноз клапанов легочной артерии (изолированный, тетрада Фалло и другие)

Особенности ССС первых месяцев жизни, толстый подкожножировой слой, анемия, эмфизема легких, левосторонний экссудативный плеврит, микседема

При блокаде атриовентрикулярного узла, одной из ножек пучка Гиса, миокардите, миокардиосклерозе, врожденных пороках сердца и проч. может возникать расщепление или раздвоение сердечных тонов в результате неодновременного сокращения правого и левого желудочков и несинхронного закрытия клапанов.

Большое значение для диагностики поражения сердца у детей имеет определение наличия шумов, отношения шума к фазе сердечного цикла, выяснение свойств, характера, интенсивности, длительности, локализации наилучшего выслушивания и направления иррадиации.

ШУМЫ

Внутрисердечные (эндокардиальные) Внесердечные (экстракардиальные)

1) органические (приобретенные или врож- — шум трения перикарда (усиливается

Денные) -поражение сердца с анатомическими при нажатии стетоскопом и в опыте

изменениями клапанов или отверстий): гром- Вальсальви, ослабляется в

кие, постоянные, длительные, проводятся лежачем положении, выслушивается

за пределы сердца, усиливаются при локально, не в местах аускультации

изменении положения или нагрузке; клапанов,не отвечает систоле и диас-

толе);

— плевроперикардиальный шум;

— кардиопульмональный шум

2) функциональные (без поражения створок

клапанов, органических изменений эндо- и

миокарда): мягкие, дующие, тихие или

умеренно громкие, не проводятся за

границы сердца, очень лабильные, ослабе-

вают при изменении положения и при

нагрузке, всегда систолические.

Шумы в зависимости от их возникновения в определенную фазу сердечного цикла

Систолические Диастолические

— протосистолический (связанный с 1 тоном, — протодиастолический (начинается

занимает 1/2 — 1/3 часть систолы); одновременно со ІІ тоном);

— мезосистолический (отделенный от 1 тона, — мезодиастолический (возникает через занимает ½-1/3 систолы, не достигает ІІ тона); определенный промежуток времени

— телесистолический (занимает вторую половину после ІІ тона, не достигает 1 тона);

систолы и присоединяется ко ІІ тону); -пресистолический(в конце диастолы,

— голосистолический (занимает почти всю систо, присоединяется к 1 тону);

лу,но не достигает ни 1, ни ІІ тонов); -диастолический с предсистолическим

— пансистолический (занимает всю систолу и усилением (соединение мезадиасто-

сливается с тонами) лического и пресистолического шу-

мов)

Систолические органические шумы могут быть шумами регургитации (митральная недостаточность, ДМЖП и т.п.) и шумами изгнания (аортальный или пульмональный стеноз) и выслушиваться при следующих пороках:

— недостаточности митрального клапана (дующий, может быть пансистолическим, эпицентр – на верхушке, проводится на основу сердца, в левую аксилярную область, под угол левой лопатки);

— недостаточности трехстворчатого клапана ( может проводиться справа и вверх);

— стенозе устья аорты (грубый, выслушивается над всей областью сердца, в яремной ямке и на спине);

— стенозе устья легочной артерии ( ІІ межреб. слева, перед ослабленным ІІ тоном);

— дефекте межжелудочковой перегородки (грубый, длительный, самый громкий на грудине, проводится в левую межлопаточную область и на сосуды шеи);

— стенозе устья аорты.

При открытом артериальном протоке в ІІ-ІІІ межреберье слева от грудины

выслушивается громкий систоло-диастолический шум, который проводится на сонные и подключичные артерии и межлопаточную область. Поздний систолический шум, который усиливается в вертикальном положении, вместе со щелчком можно выслушать при пролапсе митрального клапана.

Диастолические органические шумы можно выслушать при:

— митральном стенозе (с предсистолическим усилением, лучше выслушивается в

положении ребенка на правой стороне);

— стенозе трехстворчатого отверстия (короткий пресистолический шум, который усиливается при вдохе и лучше выслушивается в положении на правой стороне;

— недостаточности клапанов аорты (нежный тихий протодиастолический шум с эпицентром во ІІ-ІІІ межреб. справа от грудины;

— недостаточности клапанов легочной артерии ( ІІ межреб, справа от грудины).

Функциональные шумы возникают при лихорадке, анемии, нервном возбуждении, ускоренном кровообращении, снижении тонуса папиллярных мышц или миокарда (шум мышечного происхождения), при нейровегетативной дисфункции, неравномерном росте разных отделов сердца (шумы формирования сердца).

Функциональные шумы выслушиваются почти у половины детей в возрасте от 2 до 14 лет; их можно классифицировать следующим образом:

1) классический систолический вибрационный шум Стилла — локализуется ближе к верхушке 2-3 степени интенсивности (максимальная интенсивность – 6), присущий детям 3-6 лет;

2) систолический шум выбросов в легочной артерии – среднесистолический , 1-3/6, выслушивается в ІІ-ІІІ межреб. возле левого края грудины, у детей 8-14 лет;

3) систолический шум пульмонального кровообращения у новорожденных, 1-2/6, исчезает до 6-тимесячного возраста;

4) удлиненный шейный шум – 1-3/6, выслушивается у детей 3-6 лет в правой или левой над- или подключичной области;

5) систолический каротидный шум – в любом возрасте, 2-3/6.

Материалы для самоконтроля.

Тесты для самоконтроля.

  1. Верхняя граница относительной сердечной тупости у 3-летнего ребенка находится:

А. 1 межреберье.

В. ІІ межреберье.

С. ІІ ребро.

D. Верхний край ІІІ ребра.

Е. Нижний край ІІІ ребра.

  1. Левая граница относительной сердечной тупости у 5-летнего ребенка определяется:

А. На 2 см кнаружи от левой среднеключичной линии.

В. На 1 см кнаружи от левой среднеключичной линии.

С. На 1,5 см кнаружи от левой среднеключичной линии

D. На 0,5 см кнаружи от левой среднеключичной линии.

Е. На линии или на 0,5 см вовнутрь от левой среднеключичной линии.

  1. Правая граница относительной сердечной тупости у 13-летнего ребенка определяется:

А. На 2 см кнаружи от правой грудинной линии.

В. На 1 см кнаружи от правой грудинной линии.

С. На 1,5 см кнаружи от правой грудинной линии

D. На 0,5 см кнаружи от левой среднеключичной линии.

Е. На правой грудинной линии.

4. Смещение левой границы относительной тупости сердца кнаружи может быть связано с:

А. Левосторонним экссудативным плевритом.

В. Гипертрофией левого предсердия.

С. Гипертрофией правого предсердия.

D. Дилатацией правого предсердия.

Е. Гипертрофией левого желудочка.

  1. Смещение правой границы относительной тупости сердца кнаружи может быть связано с:

А. Правосторонним экссудативным плевритом.

В. Гипертензией.

С. Гіпертрофией правого предсердия.

D. Дилатацией левого желудочка.

Е. Гипертрофией левого предсердия.

  1. Смещение границы относительной тупости сердца вверх может быть связано с:

А. Левосторонним пневмотораксом.

В. Гипертрофией левого предсердия.

С. Гипертрофией правого предсердия.

D. Дилатацией правого предсердия.

Е. Гипертрофией левого желудочка.

  1. Смещение правой границы относительной тупости сердца кнаружи может быть связано с:

А. Правосторонним экссудативным плевритом.

В. Дефектом межпредсердной перегородки.

С. Недостаточностью митрального клапана.

D. Стенозом аорты.

Е. Неревматическим кардитом.

7. Смещение левой границы относительной сердечной тупости кнаружи может быть связано с:

А. Левосторонним экссудативным плевритом.

В. Бронхиальной астмой.

С. Хронической пневмонией.

Д. Недостаточностью трухстворчатого клапана.

Е. Недостаточностью митрального клапана.

8. У детей второго года жизни тоны сердца :

А. Громче, чем у взрослых.

В. Ослабленные.

С. Одинаковой громкости на основании сердца.

D. Акцент ІІ тона над легочной артерией.

Е. ІІ тон преобладает над 1 тоном на верхушке сердца.

9. Усиление обоих тонов сердца наблюдается при:

А. Миокардитах.

В. Гипертрофии левого желудочка.

С. Острой сердечной недостаточности.

D. Эмфиземе легких.

Е. Стенозе митрального отверстия.

10. Функциональные шумы обусловлены:

А. Деформацией створок клапанов.

В. Снижением тонуса миокарда.

С. Укорочением сухожильных хорд.

D. Органическими изменениями эндокарда.

Е. Склерозом миокарда.

11. Органические шумы характеризуются:

А. Громкостью.

В. Лабильностью.

С. Не проводятся за пределы сердца.

D. Усиливаются при изменении положения или физической нагрузке.

Е. Изменяются при дыхании.

12. Систолический органический шум выслушивается при:

А. Митральном стенозе.

В. Стенозе трехстворчатого отверстия.

С. Недостаточности трехстворчатого клапана.

D. Недостаточности клапанов аорты.

Е. Недостаточности клапанов легочной артерии.

Эталоны ответов.

1-В, 2-В, 3- Е, 4- Е, 5-С, 6-В, 7- Е, 8-С, 9-В, 10-В, 11-А, 12- С.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

1. У годовалого ребенка с жалобами на повторные бронхиты было обнаружено: бледность кожных покровов, ослабленный верхушечный толчок; правая граница относительной сердечной тупости определялась на 3 см кнаружи от правой грудинной линии, левая – на 2,5 см кнаружи от левой среднеключичной линии, верхняя – на ІІ ребре. После обследования был диагностирован порок сердца – дефект межпредсердной перегородки.

Какую аускультативную картину сердца вероятнее всего услышать у этого ребенка?

Дайте оценку размерам отделов сердца.

2. Мать 8– месячного ребенка жалуется на частые респираторные заболевания и периодический кашель у ребенка. Объективно: отмечена бледность кожи, признаки гипотрофии, выраженный разлитой верхушечный толчок, перкуторно – смещение левой границы относительной сердечной тупости. После обследования диагностирован открытый артериальный проток.

Какая аускультативная картина сердца, чем обусловлена?

3. Мальчик 13 лет жалуется на одышку, сердцебиение, периодический кашель. При обследовании наблюдается цианоз слизистых оболочек, верхняя граница относительной сердечной тупости – верхний край ІІІ ребра, при аускультации – резкий короткий усиленный (хлопающий) 1 тон на верхушке сердца и диастолический с предсистолическим усилением шум.

Какому пороку сердца отвечает такая клиническая картина?

4. У 5-летнего ребенка диагностирован пролапс митрального клапана с незначительной регургитацией.

Какой аускультативный феномен можно услышать вместе с поздним систолическим шумом? Назовите границы относительной сердечной тупости у этого ребенка.

5. У 10-летнего ребенка отмечается одышка; ЧСС – 98 в мин.; ослабленный верхушечный толчок; при аускультации сердца – ослабление тонов; шум, который слышен локально, и в систолу, и в диастолу, усиливается при нажатии стетоскопа, наклоне туловища вперед; кашель, уменьшающийся в лежачем положении.

Назовите этот шум. При каком заболевании бывает?

ОТВЕТЫ.

  1. Усиленный 1 тон в месте проекции трехстворчатого клапана, стойкое расщепление ІІ тона над легочной артерией. Систолический шум с эпицентром во ІІ-ІІІ межреб. слева от грудины.

Правая граница относительной сердечной тупости смещена за счет правого предсердия, левая – из-за сдвига влево увеличенного правого желудочка.

  1. Акцент и расщепление ІІ тона над легочной артерией (обусловлено ростом давления в малом круге кровообращения), систоло-диастолический шум во ІІ межреб. слева от грудины (появляется при росте разницы давления между большим и малым кругом кровообращения, когда сброс крови происходит и в систолу, и в диастолу).
  2. Митральному стенозу.
  3. Поздне- или среднесистолическое щелкание. Границы отвечают норме: правая – на 1см кнаружи от правой грудинной линии, верхняя – ІІ межреб ., левая – на 1 см кнаружи от левой среднеключичной линии.
  4. Шум трения перикарда. Перикардиту.

Рекомендованная литература.

  1. Основная:

1) А.В.Мазурин, И.М.Воронцов. Пропедевтика детских болезней.-М. «Медицина»1985;

2) Капитан Т. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: Учебник для студентов высших учебных заведений – Винница: 2006;

3) Методические рекомендации кафедры.

  1. Дополнительная:

Н.П.Шабалов. Детские болезни. Питер, 2002, Т.2.

Могут ли проявляться изменения границ сердца клинически?

Если врач выявляет на осмотре расширенные или смещенные границы сердечной тупости, он должен более подробно выяснить у пациента, нет ли у него некоторых симптомов, специфичных для заболеваний сердца или соседних органов.

Так, для патологии сердца характерны одышка при ходьбе, в состоянии покоя или в горизонтальном положении, а также отеки, локализующиеся на нижних конечностях и лице, боли в грудной клетке, нарушения ритма сердца.

Легочные заболевания проявляются кашлем и одышкой, а кожный покров приобретает синеватое окрашивание (цианоз).

Заболевания печени могут сопровождаться желтухой, увеличением живота, нарушениями стула и отеками.

В любом случае, расширение или смещение границ сердца не является нормой, и врач должен обратить внимание на клиническую симптоматику в случае, если он обнаружил данное явление у пациента, с целью дальнейшего обследования.

Анатомия сердца

Сердце можно сравнить с мешком из мышц, клапаны которого обеспечивают ток крови в нужном направлении: один отдел принимает венозную кровь, а другой выбрасывает артериальную. Его строение вполне симметричное и образовано двумя желудочками и двумя предсердиями. Каждая из его составляющих выполняет свою особую функцию, привлекая к этому многочисленные артерии, вены и сосуды.


Положение сердца в грудной клетке человека

И хотя сердце расположено между правым и левым отделами легких, на 2/3 оно смещено влево. Длинная ось имеет косое расположение сверху вниз, справа налево, сзади наперед, что с осью всего тела составляет угол примерно в 40 градусов.

Данный орган немного повернут венозной половиной кпереди, а левой артериальной – кзади. Спереди его «соседом» является грудина и хрящевая составляющая ребер, сзади – орган для прохождения пищи и аорта. Верхняя часть совпадает с хрящами третьего ребра, а правая локализуется между 3-м и 5-м ребрами. Левая берет начало от третьего ребра и продолжается посередине между грудиной и ключицей. Окончание доходит до правого 5-го ребра. Надо сказать, что границы сердечка у детей отличаются от границ у взрослых, как и пульс, кровяное давление и другие показатели.

Перкуссия сердца — метод определения его границ

Анатомическое положение любого органа в организме человека определяется генетически и следует определенным правилам. Так, например, желудок у подавляющего большинства людей находится слева в брюшной полости, почки по бокам от средней линии в забрюшинном пространстве, а сердце занимает положение левее от срединной линии тела в грудной полости человека. Строго занимаемое анатомическое положение внутренних органов необходимо для их полноценной работы.
Врач во время исследования пациента может предположительно определить расположение и границы того или иного органа, и сделать это он может с помощью своих рук и слуха. Такие методы обследования называются перкуссия (простукивание), пальпация (прощупывание) и аускультация (выслушивание с помощью стетоскопа).

Границы сердца определяются в основном с помощью перкуссии, когда врач с помощью своих пальцев «простукивает» переднюю поверхность грудной клетки, и, ориентируясь на разницу звуков (глухие, тупые или звонкие), определяет предположительное расположение сердца.

Метод перкуссии часто позволяет заподозрить диагноз еще на этапе осмотра пациента, до назначения инструментальных методов исследования, хотя последним все же отдается главенствующая роль в диагностике заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Перкуссия — определение границ сердца (видео, фрагмент лекции)

Профилактика

Нормальное сердцебиение и правильное расположение сердца в пределах нормы границ обеспечивает хорошее снабжение кровью жизненно важных органов, в первую очередь мозга. Для того чтобы защитить ребенка от проблем с сердцем существуют профилактические меры:

  • Занятия спортом (около получаса в день) – это даже может быть прогулка на свежем воздухе.
  • Отсутствие стрессов и перенапряжений. Избегать тех ситуаций, когда малыш может испытывать страх).
  • Нормализация веса за счет рациона. Еда для ребенка должна быть разнообразной и состоять из необходимых по возрасту витаминов и минералов.
  • Отдых и полноценный сон.

На хорошую работу сердца влияют такие физические нагрузки, как бег, плавание и езда на велосипеде.

Причины изменения параметров

Изменение параметров относительной тупости обусловлено внесердечными или кардиологическими причинами. К внесердечным факторам относятся:

  • высокое расположение диафрагмы по причине гиперстенического телосложения, повышенного газообразования, асцита;
  • астеническое телосложение;
  • опущение внутренних органов;
  • изменение расположения тела в пространстве;
  • скопление экссудативного выпота или пузырьков газа в плевральной полости;
  • доброкачественная или злокачественная опухоль средостения;
  • обтурационный ателектаз легкого;
  • спаечный процесс плевры, средостения.

Среди кардиологических причин выделяют:

  • дилатацию ПП или ПЖ по причине аортального или митрального порока;
  • расширение камеры, гипертрофию ЛЖ, обусловленную артериальной гипертензией, аортальным пороком сердца, атеросклерозом, аневризмой восходящего отдела аорты;
  • дилатацию ЛП по причине митрального стеноза, митральной недостаточности;
  • развитие «бычьего сердца», которое формируется на фоне миокардита, миокардиосклероза, дилатационной кардиомиопатии, сочетанных клапанных пороках сердца, экссудативного перикардита.

Внимание! Перечисленные причины приводят к увеличению размеров относительной тупости. Уменьшение ее параметров возникает, если опущена диафрагма, развивается эмфизема легких, пневмоторакс. Положение органа становится вертикальным.

Как определить линии сердца

Сердечные линии определяются перкуссией. Метод основан на последовательном выстукивании области проекции органа на грудную клетку. Звук, который специалист слышит во время перкуссии, характеризует свойства, состояние ткани миокарда. О плотности ткани врач судит по высоте издаваемого звука. Если он высокий, то ткань обладает высокой плотностью, если звук низкий, то у ткани плотность низкая. Невысокая плотность характерна для полых органов, для полостей, которые заполнены воздухом (например, легочная ткань).

При выстукивании можно определить сердечную тупость. Так называется область грудной клетки, где располагается орган, куда проецируются его параметры. Тупость бывает относительной и абсолютной. Подобное разделение основано на характере перкуторного звука.

При тихой перкуссии определяют размеры абсолютной тупости. Врач выполняет тихие постукивания по грудной клетке. Метод позволяет определить границы той части сердца, которую не прикрывает легочная ткань. Выполняя резкие удары по межреберным пространствам, специалист устанавливает параметры относительной сердечной тупости. Для метода характерно образование притупленного звука. Он позволяет узнать истинные размеры органа.

Внимание! Основной информацией для врача в постановке диагноза является определение величин абсолютной тупости. Величины левой и правой границы относительной тупости играют дополнительную, уточняющую роль.

Специалист перкутирует расположение линий относительной тупости, потом абсолютной. Выстукивание сердечной зоны врач выполняет до момента, когда он услышит тупой звук. По его возникновению можно судить о размерах зоны, которую не закрывает легочная ткань.

После того, как специалист получил представление о сердечных линиях, он определяет местоположение верхушечного толчка. Он располагается по левому краю относительной тупости. Это уровень пятого ребра.

Терапия смещения

Патологию смещения сердца, или границы его расширения лечить невозможно. Необходимо заняться выяснением этиологии смещения, и лечить непосредственно первопричину патологии.

В данном случае может понадобиться оперативное лечение сердечных пороков с применением хирургических методик:

  • Стентирование венечных артерий
    — это метод укрепления сосудов, что предотвращает повторение инфаркта миокарда;
  • Шунтирование аортокоронарное
    — это методика замены разрушенной части венечной артерии на шунт. Поможет также избежать повторного инфаркта миокарда;
  • Ангиопластика
    .

Ангиопластика
Также необходимо применять медикаментозную терапию, с применением таких групп препаратов:

  • Гипотензивные препараты;
  • Седативные средства;
  • Диуретические лекарственные средства;
  • Препараты, которые контролируют сердечный ритм;
  • Бета — блокаторы;
  • Ингибиторы АПФ.

Методика перкуссия — это способ первоначального определения диагноза органа. Данный метод позволяет доктору выявить отклонения от прописанных анатомических стандартов сердечной мышцы. А также направить больного на более детальное и комплексное диагностическое обследование сердца.

На основании анамнеза и перкуссии можно поставить диагноз в тот момент, когда нет возможности инструментального обследования, а необходимо принять решение экстренного лечения.

© Использование материалов сайта только по согласованию с администрацией.

Клинические проявления патологических изменений

Если по результату осмотра пациента врач определил отклонения в расположении сердечных границ, то необходимо исключать кардиологическую патологию или заболевания легочной системы, печени.

Больной может жаловаться на:

  • одышку;
  • появление периферических отеков;
  • загрудинные болевые ощущения;
  • явления аритмии;
  • возникновение кашля, который не связан с простудными заболеваниями;
  • цианоз кожных покровов;
  • желтушность кожи, склер, слизистой оболочки полости рта;
  • увеличение размера живота;
  • нарушение процесса дефекации.

При выявлении перечисленных симптомов требуется проведение дополнительного обследования. Оно включает:

  • электрокардиограмму;
  • выполнение рентгеновского снимка;
  • ЭхоКГ;
  • клинический анализ крови;
  • биохимическое исследование компонентов плазмы;
  • ультразвуковое обследование железы щитовидной, печени, селезенки, желчного пузыря, поджелудочной железы;
  • общее исследование мочи;
  • копрограмму.

Какие нормы и отклонения в частоте сердцебиения у детей?

Оценить показатели главного органа можно по другим факторам, если границы сердца у детей в норме. В первую очередь исследуется сердцебиения малыша, то есть его частота (ЧСС). Нормальные показатели новорожденных малышей – 100–160 уд./мин, деток до 10 лет – 700-120 ударов в минуту, до 12 лет – 60–100 уд./мин.

При этом синусовая аритмия, то есть нерегулярность сердечного ритма (замедление и ускорение), для детей считается вполне нормальным явлением. Ее можно выявить с помощью ЭКГ и она не вызывает беспокойства. Врачи ориентируются на усредненные показатели сердцебиения детей в зависимости от возраста.

Нормальные показатели ЧСС детей по возрасту:

Учащенное сердцебиение при его нормальном расположении может быть вызвано психоэмоциональным состоянием малыша (плачем). А вот замедленное должно насторожить. Это может свидетельствовать о врожденных проблемах, которые привели к нарушению ритма. У подростков может быть брадикардия, то есть замедление сердечного ритма. Чаще всего она наблюдается у тех, кто активно занимается спортом.

Обратиться к врачу стоит при выявлении сердечного ритма у ребенка меньше 50 уд/мин, длительных по продолжительности перебоев ритма сердца (оно должно работать без остановок) или резкого ускорения ЧСС без причины.

Когда может потребоваться лечение?

Непосредственно расширенные или смещенные границы сердца лечить нельзя. Сначала следует выявить причину, которая привела к увеличению отделов сердца или к смещению сердца из-за болезней соседних органов, и только после этого назначать необходимое лечение.

В этих случаях может понадобиться хирургическая коррекция пороков сердца, аорто-коронарное шунтирование или стентирование коронарных сосудов для предупреждения повторных инфарктов миокарда, а также медикаментозная терапия – мочегонные, гипотензивные, ритмоурежающие и другие препараты для предупреждения прогрессирования увеличения отделов сердца.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *